Новости

В НАШЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ НУЖНЫ ТАКИЕ СПЕКТАКЛИ - "ПОДНИМАТЕЛИ НАСТРОЕНИЯ"

Начну с того, чем принято заканчивать рецензии, с того, чего ждут и читатели и создатели, а именно с ответа на вопрос: хорош ли спектакль?

Интерпретация А.В. Дубровским пьесы А.Н. Островского "Женитьба Бальзаминова" - прелесть как хороша. Вообще, мне кажется, что Дубровский как режиссер растет от спектакля к спектаклю, и в "Бальзаминове" обретает ту режиссерскую свободу, ту прекрасную иронию, в том числе и режиссерскую самоиронию, которая отличает мастера.

"Женитьба Бальзаминова" - не просто одна из лучших пьес Островского, но и одна из самых таинственных. "Гроза", например... "Отчего люди не летают, как птицы?" - и с обрыва. Трагедия. И что с "Грозой" ни делай, трагедия и есть.

Не то "Бальзаминов". Можно поставить как драму, можно - как комедию. Его героев можно считать несчастными, себе на уме; а можно - чуток придурковатыми. В самой истории Бальзаминова можно вычитать мелодраму или метафору жизни русского человека. Неслучайно один из героев пьесы говорит, что в России живут только медведи да Бальзаминовы.

Постановщик А.В. Дубровский пошел своим путем и победил. В постановке Малого театра не стоит искать интриги, поворотов сюжета и проч. Это есть у Островского, но нет у Дубровского. По сути, "Женитьба Бальзаминова" в Малом - это монтаж аттракционов, смена картин русской жизни в чудесных, постоянно меняющихся декорациях М.П. Утробиной под замечательную музыку В.А. Гаврилина.

Путь занятный, но сложный. Он имеет в виду, что в каждом "аттракционе", в каждой картинке артисты будут играть не просто хорошо, но виртуозно, и, что в данном случае принципиально важно, - с удовольствием. Сразу скажем: большинству это удается. Но не всем.

И еще важно, чтобы все эти картинки нанизывались на образ главного героя, за которым было бы не скучно наблюдать. Д.А. Марин - блестящий Бальзаминов! Очень подвижный, пластичный и, главное, его герой - абсолютно живой человек. Понятный, интересный, трогательный.

Это спектакль не о метафорических сложностях и противоречиях русского характера. О нет! Это история человека, которому сон нравится больше жизни. Он вынужден жить. Именно вынужден. Он не глуп, в определенной степени наивен, ему просто скучно и страшно. И Д.А. Марин предельно четко и честно образ этого человека создает.

Победы подобного спектакля - это победы в первую очередь, актерские. И их в спектакле много. И.В. Муравьева умеет на сцене существовать так, словно она близкая знакомая каждому сидящему в зале. Словно не играет, а рассказывает свою жизнь где-нибудь на кухне. Режиссер дал ей возможность и попеть, и потанцевать, а зрителю порадоваться, что вживую видит большую актрису.

Л.П. Полякова - одна из самых моих любимых актрис еще со времен Театра имени Станиславского. И здесь она играет точно и трогательно. До такой степени замечательно, что мне ее не хватило: то ли песни в ее исполнении, то ли танца. Полякова умеет все.

Ах, какая потрясающая сваха получилась у Л.В. Титовой! Неоднозначная, странная, бесконечно живая и обаятельная! Следуя законам жанра, режиссер сделал всем звездам красивые выходы под аплодисменты. У Титовой таких выходов несколько, и каждый раз радуешься, что она появилась снова.

Е.М. Базарова совершила чудо, превратив маленькую, в общем, роль кухарки Матрены в полновесный запоминающейся образ.

Мне довелось как режиссеру с актером работать с Вл. Б. Носиком, и я знаю, что это очень интеллигентный, мягкий человек. Неслучайно и в кино и в театре он сыграл немало таких тихих, иногда взрывающихся интеллигентов. А тут! Русский купец, грубый, резкий, прямой. Замечательная работа.

Очень смешная, неожиданная, точная С.Г. Аманова в роли Белотеловой. Замечательно, с упоением, страстно работают А.В. Дубровская, О.Г. Жевакина. Они выходят на сцену, и ты, зритель, прямо ощущаешь, как им нравится играть. Эта радость передается зрителю.

Вот этого восторга не хватает некоторым другим участникам спектакля. Спектакль существует на такой страстной ноте, на таком всеобщем восторге, что стоит кому-то работать, что называется, просто на профессионализме, сразу возникает провал. Касается ли это драматических кусков или пластических, блистательно, надо сказать, поставленных А.А. Лещинским.

Не называю актеров, которые мне понравились меньше, - все равно это дело вкуса. Но по-актерски ровным называть спектакль не получается. В немалой степени еще и потому, что звезды Малого задают очень высокую планку, - трудно дотянуться.

В наше время очень нужны такие спектакли - "подниматели настроения"

Малый театр всегда славился своими актерами. А.В. Дубровский эту традицию продолжает. Я неслучайно перечислил звезд, которые заняты в спектакле, - перечень впечатляет. Но режиссер еще и массу чего придумал. Здесь решена каждая сцена, много юмора. В наше время очень нужны такие спектакли - "подниматели настроения". Важно, что он легкий, я бы сказал, лихой.

Поднимается одна декорация, опускается другая. Все нарочито лубочно - мир светлый, яркий. Немножко волшебный, где мяукает фанерная кошка и хрюкает фанерный поросенок. Персонажи одеты ярко - отдельный респект М.П. Утробиной за костюмы. И стараются существовать ярко, на грани театра психологического и гротескового. Иногда падая в гротеск, что вовсе даже не мешает. Создатели спектакля создают праздник, а на празднике хорошо все, что не скучно.

С победой, Малый!

Андрей Максимов, "Российская газета", 25 апреля 2022 года

https://rg.ru/2022/04/25/maksimov-v-nashe-vremia-o...


Дата публикации: 25.04.2022

Начну с того, чем принято заканчивать рецензии, с того, чего ждут и читатели и создатели, а именно с ответа на вопрос: хорош ли спектакль?

Интерпретация А.В. Дубровским пьесы А.Н. Островского "Женитьба Бальзаминова" - прелесть как хороша. Вообще, мне кажется, что Дубровский как режиссер растет от спектакля к спектаклю, и в "Бальзаминове" обретает ту режиссерскую свободу, ту прекрасную иронию, в том числе и режиссерскую самоиронию, которая отличает мастера.

"Женитьба Бальзаминова" - не просто одна из лучших пьес Островского, но и одна из самых таинственных. "Гроза", например... "Отчего люди не летают, как птицы?" - и с обрыва. Трагедия. И что с "Грозой" ни делай, трагедия и есть.

Не то "Бальзаминов". Можно поставить как драму, можно - как комедию. Его героев можно считать несчастными, себе на уме; а можно - чуток придурковатыми. В самой истории Бальзаминова можно вычитать мелодраму или метафору жизни русского человека. Неслучайно один из героев пьесы говорит, что в России живут только медведи да Бальзаминовы.

Постановщик А.В. Дубровский пошел своим путем и победил. В постановке Малого театра не стоит искать интриги, поворотов сюжета и проч. Это есть у Островского, но нет у Дубровского. По сути, "Женитьба Бальзаминова" в Малом - это монтаж аттракционов, смена картин русской жизни в чудесных, постоянно меняющихся декорациях М.П. Утробиной под замечательную музыку В.А. Гаврилина.

Путь занятный, но сложный. Он имеет в виду, что в каждом "аттракционе", в каждой картинке артисты будут играть не просто хорошо, но виртуозно, и, что в данном случае принципиально важно, - с удовольствием. Сразу скажем: большинству это удается. Но не всем.

И еще важно, чтобы все эти картинки нанизывались на образ главного героя, за которым было бы не скучно наблюдать. Д.А. Марин - блестящий Бальзаминов! Очень подвижный, пластичный и, главное, его герой - абсолютно живой человек. Понятный, интересный, трогательный.

Это спектакль не о метафорических сложностях и противоречиях русского характера. О нет! Это история человека, которому сон нравится больше жизни. Он вынужден жить. Именно вынужден. Он не глуп, в определенной степени наивен, ему просто скучно и страшно. И Д.А. Марин предельно четко и честно образ этого человека создает.

Победы подобного спектакля - это победы в первую очередь, актерские. И их в спектакле много. И.В. Муравьева умеет на сцене существовать так, словно она близкая знакомая каждому сидящему в зале. Словно не играет, а рассказывает свою жизнь где-нибудь на кухне. Режиссер дал ей возможность и попеть, и потанцевать, а зрителю порадоваться, что вживую видит большую актрису.

Л.П. Полякова - одна из самых моих любимых актрис еще со времен Театра имени Станиславского. И здесь она играет точно и трогательно. До такой степени замечательно, что мне ее не хватило: то ли песни в ее исполнении, то ли танца. Полякова умеет все.

Ах, какая потрясающая сваха получилась у Л.В. Титовой! Неоднозначная, странная, бесконечно живая и обаятельная! Следуя законам жанра, режиссер сделал всем звездам красивые выходы под аплодисменты. У Титовой таких выходов несколько, и каждый раз радуешься, что она появилась снова.

Е.М. Базарова совершила чудо, превратив маленькую, в общем, роль кухарки Матрены в полновесный запоминающейся образ.

Мне довелось как режиссеру с актером работать с Вл. Б. Носиком, и я знаю, что это очень интеллигентный, мягкий человек. Неслучайно и в кино и в театре он сыграл немало таких тихих, иногда взрывающихся интеллигентов. А тут! Русский купец, грубый, резкий, прямой. Замечательная работа.

Очень смешная, неожиданная, точная С.Г. Аманова в роли Белотеловой. Замечательно, с упоением, страстно работают А.В. Дубровская, О.Г. Жевакина. Они выходят на сцену, и ты, зритель, прямо ощущаешь, как им нравится играть. Эта радость передается зрителю.

Вот этого восторга не хватает некоторым другим участникам спектакля. Спектакль существует на такой страстной ноте, на таком всеобщем восторге, что стоит кому-то работать, что называется, просто на профессионализме, сразу возникает провал. Касается ли это драматических кусков или пластических, блистательно, надо сказать, поставленных А.А. Лещинским.

Не называю актеров, которые мне понравились меньше, - все равно это дело вкуса. Но по-актерски ровным называть спектакль не получается. В немалой степени еще и потому, что звезды Малого задают очень высокую планку, - трудно дотянуться.

В наше время очень нужны такие спектакли - "подниматели настроения"

Малый театр всегда славился своими актерами. А.В. Дубровский эту традицию продолжает. Я неслучайно перечислил звезд, которые заняты в спектакле, - перечень впечатляет. Но режиссер еще и массу чего придумал. Здесь решена каждая сцена, много юмора. В наше время очень нужны такие спектакли - "подниматели настроения". Важно, что он легкий, я бы сказал, лихой.

Поднимается одна декорация, опускается другая. Все нарочито лубочно - мир светлый, яркий. Немножко волшебный, где мяукает фанерная кошка и хрюкает фанерный поросенок. Персонажи одеты ярко - отдельный респект М.П. Утробиной за костюмы. И стараются существовать ярко, на грани театра психологического и гротескового. Иногда падая в гротеск, что вовсе даже не мешает. Создатели спектакля создают праздник, а на празднике хорошо все, что не скучно.

С победой, Малый!

Андрей Максимов, "Российская газета", 25 апреля 2022 года

https://rg.ru/2022/04/25/maksimov-v-nashe-vremia-o...


Дата публикации: 25.04.2022