Новости

«АКТЕРСТВО – ЭТО ПОЗНАНИЕ СЕБЯ»

Актриса Малого театра Светлана Аманова 29 апреля отметила юбилей. Удивительным образом в ней сочетаются красота, мудрость, невероятная любовь к своей профессии, талант, интеллигентность, доброта. В детстве Светлана делала большие успехи в музыке. Однако этому искусству она предпочла театр и поступила в Щепкинское училище. В интервью «Театралу» Светлана Аманова рассказала о встрече с Юрием Любимовым, работе с Леонидом Гайдаем и о том, какое место в ее жизни занимает Малый театр, в котором она служит почти сорок лет.

-Вы выросли в музыкальной семье. Как музыка повлияла на вас и как помогала в актерской профессии?

-Я действительно всю жизнь связана с музыкой, выросла в музыкальной творческой семье. В детстве занималась на скрипке и все время вращалась среди нот и музыки. Это была неотъемлемая часть моей жизни. Что касается театра, у меня были музыкальные спектакли – я пела в сказке «Умные вещи» Маршака. Потом играла Машу в «Живом трупе», где исполняла цыганские романсы. У меня есть уникальный опыт наших тематических концертов в театре, когда драматические артисты поют в сопровождении оркестра. Сейчас я в спектакле «Восемь любящих женщин» играю на скрипке в женском «оркестрике».

Музыка – это такая субстанция Вселенной, которая может действовать на умы и сознание слушателей с любой культурной подготовкой. Она очень важна в кино и театральных постановках.

-Юрий Любимов звал вас в спектакль «Доктор Живаго» на роль Ларисы, где нужно было играть на скрипке...

-Когда Юрий Петрович вернулся в Россию после отъезда, он собирался ставить «Доктор Живаго» и ему нужна была исполнительница роли Ларисы, играющая на скрипке. Я оказалась в списке актрис, рекомендованных ему на эту роль. Юрий Петрович пригласил меня на встречу, это было совершенно невероятно. Мы познакомились, я рассказала ему о себе, что окончила музыкальную школу по классу скрипки, в каких спектаклях играю. Потом он назначил еще одну встречу, мы обсудили пьесу. Юрий Петрович заинтересовался моей кандидатурой и я спросила у него про условия. Он сказал, что условие одно: днем и ночью репетировать, а потом с этим спектаклем намечался тур по Европе. А в это же время в Малый театр пришел Сергей Соловьев на постановку «Дяди Вани» Чехова, меня утвердили на роль Елены Андреевны. Я сказала Любимову, что не уйду из театра. Даже не представляла, как можно было бросить все и уйти из Малого.

-Какие у вас воспоминания об этой постановке?

-Это совершенно изумительная история, счастье, которое мне выпало. Во-первых сам факт, что режиссером был Сергей Александрович Соловьев, это его первый сценический опыт в театре. Сама пьеса, актерская компания – Юрий Соломин сыграл Войницкого, Татьяна Друбич - Соню, Виталий Соломин в роли Астрова. Художник – Валерий Левенталь, композитор – Исаак Шварц. Там, кстати, Елена Андреевна играет на фортепиано. Это был спектакль, где музыка была одной из основных составляющих. В постановке все было гармонично, искренне и тепло, это удивительное сотворчество.

-Вы пришли в Малый в 1982 году, почти сорок лет на его сцене.

-Я окончила театральный институт, перешла через дорогу в Малый, в этом театре я всю сознательную жизнь. Для меня Малый театр - это дом, но не в том смысле, что я могу здесь расслабиться. Это дом, который требует определенных усилий, затрат. В театре нельзя расслабляться. Здесь совместная работа очень объединяет и получается творческая семья. Конечно, есть определенный круг людей, с которыми работать легче и комфортней - мы разговариваем на одном языке и понимаем друг друга с полуслова. Есть партнеры, с которыми я на протяжении многих лет играю в спектаклях. В моей жизни был период, когда я передвигалась только по одному маршруту: театр-дом, дом-театр. У меня были ежедневные репетиции, спектаклей, я снималась в кино. Это был прекрасный, счастливый период.

-В Малом театре 265-й сезон, он знаменит своими актерскими династиями. Каково быть частью истории этого театра?

-У нас известные актерские династии Садовских, Рыжовых. Пров Провович Садовский был у нас завтруппой, когда я пришла в театр. Много лет работает актриса Анна Жарова, дочь Михаила Ивановича Жарова. У нас была актриса Валентина Яковлевна Евстратова, ее дочь Елена Евстратова много лет работает заведующей пошивочным цехом. И в других цехах у нас работают люди, которые выросли в театре, они продолжают дело своих родителей. Любовь к театру передалась по наследству тем, кто действительно любит запах кулис. История «Малого театра» создавалась до нас, предыдущими поколениями, великими артистами, режиссерами и художниками. Сегодня важно не уронить эту высокую планку.

-Благодаря каким ролям в театре вы открыли что-то новое для себя или в себе?

- Я все время что-то в себе открывала - то, что казалось мне несвойственным. Вообще актерство – это познание себя. Роль влияет на характер, может даже повлиять на судьбу. Я многому училась у моих героинь. К примеру, мне не хватало каких-то черт характера, которыми были наделены мои героини. И я в себе их развивала в работе над определенной ролью, это было такое взаимопроникновение. Когда я заканчивала институт у меня было амплуа лирической героини. Характерные роли в комедиях стали появляться уже потом.

-Следите за молодыми театрами Москвы?

-Мне интересно смотреть, в какую сторону развивается театр, какие появляются новые формы, подходы, как развивается актерская техника, что сейчас требуется, какие навыки. Сейчас происходит тенденция использования режиссером актера как инструмента. Режиссер самоутверждается через актера и больше говорит о себе. Нет вот этого растворения режиссера в актере. Как актрисе, мне такая тенденция не нравится. Как зрителю, бывает интересно.

-Вы несколько лет были председателем экзаменационной комиссии в Щепкинском училище. Что вас радует в начинающих артистах?

-Я смотрю дипломные спектакли и оцениваю работы студентов по актерскому мастерству. И когда я вижу искреннее, честное отношение к своему делу, это значит есть смена и надежда, что впоследствии они станут хорошими артистами, за которыми будет интересно наблюдать.

-Вы снялись в кино, еще не окончив «Щепку». В какой момент вы для себя определили, что театр – на первом месте?

-В тот период, может быть сейчас это сложно понять, в театральном институте был в приоритете исключительно театр. Сейчас, по-моему, уже не так строго. Тогда во время учебы не разрешали сниматься в кино, это было под запретом. Считалось, что ты еще не готов. Так получилось, что я практически летом начала сниматься в фильме «Спортлото-82» Гайдая, в каникулы, съемки были в Крыму. И когда я пришла осенью в институт, то уже поставила перед фактом, что я снимаюсь. У меня оставались съемки в павильонах в Москве и озвучание.

-Какие у вас воспоминания о работе с Гайдаем?

-Леонид Иович многому меня научил в профессии. Для меня это было очень ценно, у меня тогда не было опыта в комедии. Мне казалось, что я ничего не умею и могу его подвести. И я поняла, что нужно прислушиваться ко всему, что он говорит, и точно выполнять его задачи. Воспоминания о работе с ним у меня остались самые светлые. Гайдай - порядочный, остроумный, эрудированный человек, который в жизни мало улыбался, но знал секрет, как делать настоящие комедии.

-Какие ваши киноработы вам особенно дороги и почему?

-Практически все мои роли мне дороги. Мой первый выход на съемочную площадку был в картине «С вчера до полудня» Константина Худякова. Потом «Спортлото-82» Гайдая, мне очень понравилось работать с режиссером Алексеем Сахаровым в картине «Лестница», у нас там была хорошая актерская компания: Елена Яковлева, Олег Меньшиков, Леонид Куравлев. Роль Елены в «Накануне» у Николая Мащенко, это одна из первых моих серьезных драматических ролей. Особенно после «Спортлото-82» это было очень ценно для меня. «Зимний вечер в Гаграх» - встреча с режиссером Кареном Георгиевичем Шахназаровым и актеров Евгением Александровичем Евстигнеевым. Одна из последних ролей – Лидия Ивановна в сериале «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова. Такой материал, литература, режиссер - мечта многих актеров…

-Говорят, жизнь это сумма впечатлений. Что важно для вас в жизни?

-Впечатления – это то, что с тобой остается на всю жизнь. Я вообще воспринимаю мир на эмоциональном уровне. Когда жизнь человека упирается только в работу, это его очень ограничивает как личность. Жизнь намного шире и многообразнее. В театре говорят: «Я не работаю, я служу». Это служение заставляет тебя развиваться профессионально и духовно, потому что тебе должно быть что сказать зрителям, которые приходят на спектакли.


Екатерина Сивцова, «Театрал»,
май 2021 года


Дата публикации: 07.06.2021

Актриса Малого театра Светлана Аманова 29 апреля отметила юбилей. Удивительным образом в ней сочетаются красота, мудрость, невероятная любовь к своей профессии, талант, интеллигентность, доброта. В детстве Светлана делала большие успехи в музыке. Однако этому искусству она предпочла театр и поступила в Щепкинское училище. В интервью «Театралу» Светлана Аманова рассказала о встрече с Юрием Любимовым, работе с Леонидом Гайдаем и о том, какое место в ее жизни занимает Малый театр, в котором она служит почти сорок лет.

-Вы выросли в музыкальной семье. Как музыка повлияла на вас и как помогала в актерской профессии?

-Я действительно всю жизнь связана с музыкой, выросла в музыкальной творческой семье. В детстве занималась на скрипке и все время вращалась среди нот и музыки. Это была неотъемлемая часть моей жизни. Что касается театра, у меня были музыкальные спектакли – я пела в сказке «Умные вещи» Маршака. Потом играла Машу в «Живом трупе», где исполняла цыганские романсы. У меня есть уникальный опыт наших тематических концертов в театре, когда драматические артисты поют в сопровождении оркестра. Сейчас я в спектакле «Восемь любящих женщин» играю на скрипке в женском «оркестрике».

Музыка – это такая субстанция Вселенной, которая может действовать на умы и сознание слушателей с любой культурной подготовкой. Она очень важна в кино и театральных постановках.

-Юрий Любимов звал вас в спектакль «Доктор Живаго» на роль Ларисы, где нужно было играть на скрипке...

-Когда Юрий Петрович вернулся в Россию после отъезда, он собирался ставить «Доктор Живаго» и ему нужна была исполнительница роли Ларисы, играющая на скрипке. Я оказалась в списке актрис, рекомендованных ему на эту роль. Юрий Петрович пригласил меня на встречу, это было совершенно невероятно. Мы познакомились, я рассказала ему о себе, что окончила музыкальную школу по классу скрипки, в каких спектаклях играю. Потом он назначил еще одну встречу, мы обсудили пьесу. Юрий Петрович заинтересовался моей кандидатурой и я спросила у него про условия. Он сказал, что условие одно: днем и ночью репетировать, а потом с этим спектаклем намечался тур по Европе. А в это же время в Малый театр пришел Сергей Соловьев на постановку «Дяди Вани» Чехова, меня утвердили на роль Елены Андреевны. Я сказала Любимову, что не уйду из театра. Даже не представляла, как можно было бросить все и уйти из Малого.

-Какие у вас воспоминания об этой постановке?

-Это совершенно изумительная история, счастье, которое мне выпало. Во-первых сам факт, что режиссером был Сергей Александрович Соловьев, это его первый сценический опыт в театре. Сама пьеса, актерская компания – Юрий Соломин сыграл Войницкого, Татьяна Друбич - Соню, Виталий Соломин в роли Астрова. Художник – Валерий Левенталь, композитор – Исаак Шварц. Там, кстати, Елена Андреевна играет на фортепиано. Это был спектакль, где музыка была одной из основных составляющих. В постановке все было гармонично, искренне и тепло, это удивительное сотворчество.

-Вы пришли в Малый в 1982 году, почти сорок лет на его сцене.

-Я окончила театральный институт, перешла через дорогу в Малый, в этом театре я всю сознательную жизнь. Для меня Малый театр - это дом, но не в том смысле, что я могу здесь расслабиться. Это дом, который требует определенных усилий, затрат. В театре нельзя расслабляться. Здесь совместная работа очень объединяет и получается творческая семья. Конечно, есть определенный круг людей, с которыми работать легче и комфортней - мы разговариваем на одном языке и понимаем друг друга с полуслова. Есть партнеры, с которыми я на протяжении многих лет играю в спектаклях. В моей жизни был период, когда я передвигалась только по одному маршруту: театр-дом, дом-театр. У меня были ежедневные репетиции, спектаклей, я снималась в кино. Это был прекрасный, счастливый период.

-В Малом театре 265-й сезон, он знаменит своими актерскими династиями. Каково быть частью истории этого театра?

-У нас известные актерские династии Садовских, Рыжовых. Пров Провович Садовский был у нас завтруппой, когда я пришла в театр. Много лет работает актриса Анна Жарова, дочь Михаила Ивановича Жарова. У нас была актриса Валентина Яковлевна Евстратова, ее дочь Елена Евстратова много лет работает заведующей пошивочным цехом. И в других цехах у нас работают люди, которые выросли в театре, они продолжают дело своих родителей. Любовь к театру передалась по наследству тем, кто действительно любит запах кулис. История «Малого театра» создавалась до нас, предыдущими поколениями, великими артистами, режиссерами и художниками. Сегодня важно не уронить эту высокую планку.

-Благодаря каким ролям в театре вы открыли что-то новое для себя или в себе?

- Я все время что-то в себе открывала - то, что казалось мне несвойственным. Вообще актерство – это познание себя. Роль влияет на характер, может даже повлиять на судьбу. Я многому училась у моих героинь. К примеру, мне не хватало каких-то черт характера, которыми были наделены мои героини. И я в себе их развивала в работе над определенной ролью, это было такое взаимопроникновение. Когда я заканчивала институт у меня было амплуа лирической героини. Характерные роли в комедиях стали появляться уже потом.

-Следите за молодыми театрами Москвы?

-Мне интересно смотреть, в какую сторону развивается театр, какие появляются новые формы, подходы, как развивается актерская техника, что сейчас требуется, какие навыки. Сейчас происходит тенденция использования режиссером актера как инструмента. Режиссер самоутверждается через актера и больше говорит о себе. Нет вот этого растворения режиссера в актере. Как актрисе, мне такая тенденция не нравится. Как зрителю, бывает интересно.

-Вы несколько лет были председателем экзаменационной комиссии в Щепкинском училище. Что вас радует в начинающих артистах?

-Я смотрю дипломные спектакли и оцениваю работы студентов по актерскому мастерству. И когда я вижу искреннее, честное отношение к своему делу, это значит есть смена и надежда, что впоследствии они станут хорошими артистами, за которыми будет интересно наблюдать.

-Вы снялись в кино, еще не окончив «Щепку». В какой момент вы для себя определили, что театр – на первом месте?

-В тот период, может быть сейчас это сложно понять, в театральном институте был в приоритете исключительно театр. Сейчас, по-моему, уже не так строго. Тогда во время учебы не разрешали сниматься в кино, это было под запретом. Считалось, что ты еще не готов. Так получилось, что я практически летом начала сниматься в фильме «Спортлото-82» Гайдая, в каникулы, съемки были в Крыму. И когда я пришла осенью в институт, то уже поставила перед фактом, что я снимаюсь. У меня оставались съемки в павильонах в Москве и озвучание.

-Какие у вас воспоминания о работе с Гайдаем?

-Леонид Иович многому меня научил в профессии. Для меня это было очень ценно, у меня тогда не было опыта в комедии. Мне казалось, что я ничего не умею и могу его подвести. И я поняла, что нужно прислушиваться ко всему, что он говорит, и точно выполнять его задачи. Воспоминания о работе с ним у меня остались самые светлые. Гайдай - порядочный, остроумный, эрудированный человек, который в жизни мало улыбался, но знал секрет, как делать настоящие комедии.

-Какие ваши киноработы вам особенно дороги и почему?

-Практически все мои роли мне дороги. Мой первый выход на съемочную площадку был в картине «С вчера до полудня» Константина Худякова. Потом «Спортлото-82» Гайдая, мне очень понравилось работать с режиссером Алексеем Сахаровым в картине «Лестница», у нас там была хорошая актерская компания: Елена Яковлева, Олег Меньшиков, Леонид Куравлев. Роль Елены в «Накануне» у Николая Мащенко, это одна из первых моих серьезных драматических ролей. Особенно после «Спортлото-82» это было очень ценно для меня. «Зимний вечер в Гаграх» - встреча с режиссером Кареном Георгиевичем Шахназаровым и актеров Евгением Александровичем Евстигнеевым. Одна из последних ролей – Лидия Ивановна в сериале «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова. Такой материал, литература, режиссер - мечта многих актеров…

-Говорят, жизнь это сумма впечатлений. Что важно для вас в жизни?

-Впечатления – это то, что с тобой остается на всю жизнь. Я вообще воспринимаю мир на эмоциональном уровне. Когда жизнь человека упирается только в работу, это его очень ограничивает как личность. Жизнь намного шире и многообразнее. В театре говорят: «Я не работаю, я служу». Это служение заставляет тебя развиваться профессионально и духовно, потому что тебе должно быть что сказать зрителям, которые приходят на спектакли.


Екатерина Сивцова, «Театрал»,
май 2021 года


Дата публикации: 07.06.2021